Стартап-школы, инкубаторы и IT-парки нацелены на помощь стартаперам на самых ранних стадиях развития. А вот бизнес-акселлератор — организация, которая занимается уже почти готовым проектом и выводит его на уровень «первого бала», когда проект можно представить инвесторам и фондам. Неужели стартапер и сам не может справиться со всем этим?

Как правило, помощь от акселлератора необходима. Какая это помощь? Они предоставляют первичные финансы, помещения, консультации специалистов, работающих в отрасли. Задача бизнес-акселлератора — ускорение стартапа и вывод его «в люди». Многие из них требуют от стартапа начинать строить бизнес прямо с ними, проходя обучение в их школе и даже сдавая экзамены в рамках этого обучения.

Сами акселлераторы зарабатывают на стартапах при успешном завершении. Когда тот нашел инвестора или в него собирается инвестировать какой-либо фонд, акселлератор получает долю 3-7% стартапа. Это означает, что акселлераторам выгодно доводить стартапы до ума. В общем, не ангелы, но как ребенок без родительской опеки не станет успешным человеком, так и стартапу грозит загнуться и выгореть без адекватной среды.

В России открылось уже более 25 бизнес-акселлераторов. Они различаются как подходом к выбору кандидатов, так и сферой применения самих стартапов. Из них большинство расположено в различных городах России. Главное преимущество региональных стартапов в том, что не надо ехать развивать проект в Москве, а потом, когда-нибудь, возвращаться на малую родину — можно начать здесь и сейчас. В Краснодарском крае есть два государственных акселлератора — IT парк и технопарк КГУ, «осваивающие бюджеты».

Конечно, в сотрудничестве с некоммерческими акселлераторами есть преимущества — они не берут комиссию, есть научная база. Для некоторых техностартапов это плюс. Но базовое отличие государственного аксселлератора втом, что даже при стремлении довести продукт до совершенства, они не стремятся вывести стартап на рынок, дать ему толчок для старта, нет вовлеченности руководителей и менторов в процессы проекта. Если вам нужен реальный бизнес и покорение рынка, нужно идти к тем, кто уже там — в частный бизнес-акселлератор.