Однажды Amazon уже вытеснил с улиц традиционные книжные магазины, а сверкающие витринами супермаркеты потеснили традиционные рынки. Кого может подвинуть ваш стартап? Разбираемся в ключевых понятиях экономики, чтобы яснее представлять свою миссию.

Кристенсен Клейтон, экономист 21 века, в своей книге «Дилемма инноватора» утверждает, что компании-инноваторы и сами через время страдают от традиционного менеджмента и неспособности противостоять новым, подрывным технологиям. Именно поэтому компания Сisco занята тем, что скупает стартапы, которые ей могут помешать вместо конкуренции с ними. Cisco последовательно развивает их, затем выдавая за свои разработки.

Как правило, процесс появления подрывной технологии так и выглядит — одновременно развиваются сотни инновационных проектов, и в какой-то момент несколько из них заменяют привычные технологии на новые, настолько качественно превосходящие старые, что захватывают рынок. Так было с телеграфом, который заменил телефон, так было, когда тачскрин-смартфоны оставили далеко позади мобильники-кнопочники, так случилось со многими другими технологиями.

А термин креативное разрушение — другая сторона медали этого процесса. В книге «Капитализм, социализм и демократия» Шумпетер утверждает, что этот процесс и есть движущая сила капитализма и креативное разрушение необходимо индустрии. Некоторые компании могут сознательно уничтожить производство какого-либо продукта, отказаться от старого рынка, чтобы не подвергнуться падению доходов и убыткам. Креативное разрушение предполагает эволюционное развитие предприятия, последовательное внедрение новых технологий. Низкопроизводительные и устаревшие технологии должны отмирать.

Вероятно, руководителям стартапов, у которых есть потенциально подрывная технология, можно только позавидовать. У них есть реальный шанс изменить мир к лучшему. Подрывные технологии и креативное разрушение — движущие силы прогресса.