Стартап имеет несколько раундов финансирования. На некоторых из них возникает необходимость выделить какое-то количество акций сотрудникам. Как это сделать, так чтобы это было выгодно как стартапу, так и сотруднику?

Для этого используют технологию опционов. Опцион — это выдача акций сотруднику в виде компенсации за труд, помимо зарплаты. Как правило, эта практика применяется за рубежом — там чаще доходит дело до раундов финансирования и создания акций. При этом используют “страховку” — вестинг. Вестинг предполагает, что сотрудник получит опцион в течение четырех лет. Нельзя же отдать акции просто так — вдруг сотрудник уволится через месяц и через несколько лет получит колоссальные дивиденды незаслуженно? Соответственно, каждый год сотрудник будет получать по четверти опциона. Если уходит из стартапа раньше — теряет все.

В чем преимущества для стартапа, понятно. А вот для работника это возможность получить акции по низкой стоимости — он заплатит именно столько, сколько стоят акции в момент выделения ему опциона. Этот погодовой порог называют клиффом. Таким образом, стоимость акций спустя 4 года может составить, допустим, $100 000, а работник заплатит всего $1 000 за их получение, потому что 4 года назад они стоили именно столько. Соотношение опциона и стоимости будет зависеть от развития стартапа — именно в срок 4-5 лет выясняется, насколько жизнеспособна та или иная бизнес-модель. Правда, здесь есть и ловушка — руководство компании может уволить сотрудника прямо перед клиффом — и с этим ничего не поделать. Кроме того, стартапы сами по себе довольно авантюрная затея. Однако опционы для сотрудников все равно выгоднее, чем традиционная зарплата.

Опцион помогает удержать работников в стартапе, мотивировать его остаться в компании на срок от 4 лет и дольше. От того, насколько эффективно работает сотрудник, зависит стоимость компании, а соответственно и стоимость его личных акций, которыми он “получает зарплату”. Как правило, сотрудники стартапа и сами хотят получить опцион. Правда, выдача опционов — необязательная часть развития стартапов. Нужны ли они в вашей компании, решать только вам.