«Помимо принятия решений у руководителей есть и другие дела. Но решения — только их ответственность. Поэтому первый навык руководителя — принятие эффективных решений», — писал Питер Друкер. Решения могут быть оперативными, повседневными, а могут быть и тактическими, стратегическими. Как с ними справляться?

Наука, изучающая правильные решения, называется теорией принятия решений. Руководитель анализирует большой массив данных и принимает на их основе оперативные и стратегические решения. Теория принятия решений предполагает, что они будут рациональными — это главное качество решений руководителя. Да и не могут следствия из анализа данных быть субъективными.

Процесс принятия решений состоит из нескольких шагов:

  1. идентификация и прояснение проблемы;
  2. приоритизация целей;
  3. разработка и оценка вариантов (с использованием соответствующего анализа);
  4. сравнение прогнозируемых результатов каждого варианта с целями;
  5. выбор варианта, наиболее соответствующего цели.

Даже существует формула, по которой отсекаются интуитивные и коллективные решения — по модели Кепнера-Трего эффективное решение должно быть рациональным. Однако успешные руководители не могут пользоваться только этой теорией в принятии решений. Считают, что такая модель принятия решений — выбор руководителя. Готов ли он опираться на свой опыт и интуицию, или ему нужны дополнительные механизмы для принятия решений?

Иногда стоит обратиться к коллегам и подчиненным или изначально наладить такую связь — иногда ответ “снизу” может быть более верным. Метод “ринги” был придуман в Японии. Какие-либо предложения сотрудники передают друг другу и “визируют”. Участвуют в этом как руководители, так и подчиненные. Точно так же выявляется проблема, придумывается план решения. Ключевое отличие в том, что решение — результат мышления сотрудников организации, а не применение формул и методов.

Тем не менее, в сложных случаях инструменты теории принятия решений могут быть незаменимыми. Используют как традиционные модели жизненного цикла товара (фирмы), модели маркетингового комплекса 4р (7р), матрицу «Бостон-консалтинг групп», SWOT-анализ конкурентов, так и элементы теории решений — матрицу определения проблемы, систему ранжировок и рейтингов.

Не обязательно досконально изучать их все. Но ознакомиться с тем, как функционируют подобные системы стартаперу будет полезно.