Начиная бизнес и становясь руководителем, предприниматель принимает на себя громадную ответственность. Ответственность за все: финансы, нанятый персонал, время исполнения сделок, недвижимость. Состояние постоянного стресса — верный спутник стартапра, объем информации, который обрушивается на руководителя, колоссальный, а успех, как и неудача, имеют одинаковый вероятностный характер. Как быть, если нервы не в порядке и самостоятельно справиться со стрессом становится все труднее? У нас есть несколько неочевидных, но весьма крутых советов начинающему бизнесмену.

Сначала осознайте простую истину: 80% стресса формирует сознание, 20% реально сложившаяся ситуация. Классифицируйте риски и работайте только с теми, которыми можете управлять. Речь идет о стресс-факторах трех уровней, выделенных в научных исследованиях Ю.В. Щербатых:

1. Первые факторы стресса не зависят от воли и желаний руководителя фирмы-новичка: действующее законодательство, экономическая обстановка на рынке и в целом по региону, природные и техногенные аварии и т.д. Их воспринимают как данность и отодвигают в сторону.

2. Вторые факторы – это индивидуальная интерпретация человеком внешней действительности. Например, заключаете договор на поставку, но нетерпеливое сознание все время будет твердить, что поставщик не успеет по срокам, не вернет аванс, нарушит спецификацию, вообще ненадежный. Большинство таких страхов – это сигналы мозга на мелкие подводные камни, которые вы сознательно опустили, подписывая договор с поставщиком. Например, безграмотный или, напротив, чересчур детализированный договор, слишком низкая цена, удаленность поставщика. Этой стресс-группой можно управлять, если детально разбирать все нюансы, по которым возникает беспокойство.

3. Третью группу составляют управляемые стресс-активаторы, связанные напрямую с вашими управленческими решениями. Боитесь потерять недвижимость – наймите юриста, не можете разобраться в экономических отчетах – подумайте, как дешевле и проще провести аудит.

Что же конкретно делать?

Визуализируйте проблему. Даже самые простые решения на бумаге приобретают системность, виден весь цикл, входы и выходы. Опытные руководители, например, переводя деньги, рисуют стрелками путь от А до Б и на каждом этапе подписывают сроки, комиссии, основания платежа и любые другие существенные условия, чтобы выстроить полную картину бизнес-процесса.

Умейте грамотно делегировать то, в чем вы сами не являетесь большим спецом, об этом говорил еще основоположник менеджмента, крупный промышленник Франции Анри Файоль. Пусть переговоры с банком сначала проведет главбух или финансист, расскажет про плюсы и минусы кредита и обслуживания, даст свое заключение. Только после привлечения эксперта следует принимать собственные решения.

Следите за здоровьем и ежедневно переключайте внимание на те сферы жизни, в которых чувствуете себя комфортно. Даже классики бизнеса, такие как Сэм Уолтон, самый богатый человек Америки, и Ричард Брэнсон, считают, что лучшим помощником будет спорт, семейные дела, домашние питомцы и любые активные увлечения.